Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рембо артюр

Энциклопедический словарь

Рембо́ Артюр (Rimbaud) (1854-1891), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (изд. 1886) - «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заострённо-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом.

* * *

РЕМБО Артюр - РЕМБО́ (Rimbaud) Артюр (1854-91), французский поэт. Один из ранних представителей символизма (баллада «Пьяный корабль», 1871). Посвятил Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны Мари» (оба 1871). В книгах стихов и прозы «Сквозь ад» (1873), «Озарения» (издана в 1886) - «разорванность» мысли, нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, стал торговым агентом в Эфиопии.

* * *

РЕМБО́ (Rimbaud) (Жан Никола) Артюр [20 октября 1854, Шарлевиль (ныне Шарлевиль-Мезьер)- 10 ноября 1891, Марсель], французский поэт.

Годы формирования

Рембо был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки. После того, как отец покинул семью в 1860, воспитанием четверых детей занималась мать - женщина властная и непомерно строгая: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано. Столь же рано обнаружились и бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей. 29 августа 1870 он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму Мазас. Его любимый учитель Изамбар приехал за ним и увез в Дуэ к своим незамужним теткам, а затем в Шарлевиль. Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 - через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой полицией. В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 и, проведя около двенадцати дней в Париже, вернулся пешком в Шарлевиль.

Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. Франко-прусская война (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) 1870-1871 нашла свое отражение в стихотворении «Вы, храбрые бойцы…» (буквально: «Мертвецы 92-го»). 18 марта 1871 в Париже была провозглашена Коммуна (см. ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 19 ВЕКА), которую юный поэт встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом («Кузнец», «Военная песнь парижан», «Руки Жанны-Мари», «Парижская оргия, или Столица заселяется вновь»).

Три года творчества

Стремительность и краткость литературной карьеры Рембо делают значимым чуть ли не каждый месяц его развития. В 1869 он получил первую премию за латинскую поэму «Югурта» и в том же году написал первое, еще во многом подражательное стихотворение на родном языке «Новогодние подарки сирот», которое в январе 1870 появилось на страницах журнала «Ревю пур тус». 24 мая 1870 Рембо отправил первое письмо поэту-парнасцу Теодору де Банвилю, приложив три стихотворения - «Ощущение», «Офелия», «Credo in Unam» («Верую в Единую») - в наивной надежде, что они будут опубликованы во втором номере «Современного Парнаса». 13 и 15 мая 1871 Рембо создал так называемые «Письма ясновидца», в которых изложил свою жизненную и эстетическую программу. Теория «ясновидения» была открытым бунтом против религии, морали и всех общественных установлений. К лику «ясновидцев» Рембо причислил Верлена (см. ВЕРЛЕН Поль), отчасти Леконта де Лиля и Банвиля, но прежде всего Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) - «первого ясновидца, царя поэтов, истинного Бога». 10 июня 1871 Рембо отправил самые последние стихи - «Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сердце паяца» (позднее названо «Украденное сердце») - молодому поэту Полю Демени. 15 августа Рембо вновь написал Банвилю и отправил ему стихотворение «Что говорят поэту о цветах». В конце августа он послал несохранившееся письмо Верлену с приложением стихов, в частности знаменитых «Гласных», где каждому звуку соответствует определенный цвет. Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма написал «Пьяный корабль» - самую «фантасмагорическую» из своих поэм, которая должна была поразить парижских литераторов.

Еще до ссоры с Верленом Рембо начал писать рассказы в прозе - «Языческую книгу», или «Негритянскую книгу». Испытав кризис отчаяния после брюссельской драмы, он вновь принялся за «Языческую книгу», дал ей название «Одно лето в аду» («Сезон в аду») и осенью 1873 опубликовал в Бельгии. Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт: он ощущал жгучую потребность рассказать «историю безумства», осмеять «алхимию слова» и восславить житейскую трезвость. В 1874 Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе «Озарения». Встретившись в феврале 1875 с вышедшим из тюрьмы Верленом, Рембо отдал «Озарения» своему бывшему другу, с которым ему больше не суждено было увидеться. «Озарения» (1873-1875) были опубликованы лишь в 1886. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898.

Рембо совершил революцию в сфере французского стихосложения: его поэтическая техника нарушает привычные традиции французской поэзии. Сам он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности - поэт становится творцом, равным Богу, и ему открывается скрытый смысл бытия. Рембо одним из первых доказал возможность появления «темной» поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением. Наряду с Верленом и Малларме Рембо составляет «святую троицу» французского символизма.

Годы скитаний

Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет. В 1874-1879 он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландские колониальные войска, откуда дезертировал спустя несколько месяцев. Его все больше притягивал Восток, и в 1880 он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в Хараре (Зимбабве). В 1882 Рембо исследовал еще не известные европейцам районы, написал об этом доклад и отправил его в парижское Географическое общество. В 1888-1890 он возглавлял факторию в Хараре. Страшные боли в правом колене вынудили его отплыть в Аден, а затем на родину. 22 мая 1891 ему ампутировали больную ногу в марсельском госпитале. Рембо предпринял поездку домой, но был вынужден вернуться в Марсель в сопровождении сестры Изабеллы, на руках у которой и умер. В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: «10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Рембо».

Энциклопедия Кольера

РЕМБО, ЖАН НИКОЛА АРТЮР

(Rimbaud, Jean Nicolas Arthur)

АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен-Латура).

АРТЮР РЕМБО (с картины А.Фантен-Латура).

(1854-1891), французский поэт. Родился 20 октября 1854 в Шарлевиле. C детства бунтовал против жестких правил в семье и в школе и не раз убегал из дому. Во время этих странствий писал стихи. В 1871 Рембо послал П.Верлену свое стихотворение Пьяный корабль (Le Bateau ivre). Восхищенный Верлен пригласил юношу в Париж. Здесь Рембо сражался на стороне Коммуны, а после ее падения уехал с Верленом за границу. Во время путешествия, в 1873, после одной из ссор Верлен стрелял в Рембо и ранил его, за что попал в тюрьму. К концу 1873 Рембо расстался не только с Верленом, но и с поэзией. Вскоре он покинул Европу и занялся сомнительной торговлей в Северной Африке. В 1891 заболел и вернулся во Францию. Рембо ампутировали ногу. Он умер в марсельском госпитале 10 ноября 1891. Рембо был одним из величайших стилистов во французской поэзии. Его ранние вещи свидетельствуют о поразительной виртуозности в стихосложении. В сборнике стихотворений в прозе Озарения (Illuminations, 1872-1873) Рембо отказывается от былой сложности и пышности образов и прибегает к более строгому письму. Одно лето в аду (Une Saison en Enfer, 1873) - книга размышлений в стихах и прозе. В сочинениях Рембо жизнь - это ад, и всякая попытка бегства лишь возвращает к единственной реальности - новому приступу отчаяния при каждом пробуждении.

ЛИТЕРАТУРА

Антокольский П. Артюр Рембо. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. М., 1982

Полезные сервисы